"Стрекоза" - Василий Поленов, 1875 г.
По тротуару, освещённому мягким осенним солнцем, медленно идёт молодая женщина в чёрном платье. За спиной печальной красавицы покачивается гитара. Полотно «Стрекоза» принадлежит кисти Василия Поленова. Названием мастер намеренно провёл параллель с известной басней Ивана Крылова о попрыгунье-стрекозе, застигнутой врасплох внезапно наступившей зимой.
Примечательно, что Василий Дмитриевич был лично знаком с прототипом героини своей картины. По воспоминаниям живописца француженка, уроженка Нанта, служила в господском доме. Обладая приятным голосом, однажды она решила развлечь хозяев пением. Господа нимало не прониклись вокальными данными служанки, напротив, они тут же поспешили дать ей расчёт.
На холсте запечатлён тот самый момент, когда осмеянная и лишившаяся места женщина удаляется прочь от злополучного дома, удручённо размышляя о будущем. Лицо незадачливой певицы списано с натурщицы Бланш Ормье, которая позировала Поленову в 1875-м. Годом позже появилась «Стрекоза».
Сначала картина принадлежала предпринимателю и меценату Савве Мамонтову. Позже в разное время она «гуляла» по частным коллекциям. В середине ХХ века полотно было передано Третьяковской галерее.