"Не пущу", Владимир Маковский, 1892 г.
Семейные беды одинаковы во все эпохи. На полотне Владимира Маковского «Не пущу!» (1892 г.) запечатлён кульминационный момент конфликта супружеской пары. К сожалению, итог противостояния предрешён.
100 с лишним лет назад города Российской Империи разрастались с неимоверной быстротой. Индустриализация требовала новых трудовых рук, и крестьяне массово переезжали в мегаполисы. К несчастью, вместе с приростом городского населения увеличивалось и количество питейных заведений. Нередко рабочий люд спускал в рюмочных все заработанные гроши, ни копейки не оставляя семье.
Картина Маковского пронзительно реалистична. Отчаявшаяся женщина загородила собой вход в кабак. От осознания собственного бессилия её глаза почти безумны. Полуоткрытый рот судорожно хватает воздух. К коленям мамы приник бледный мальчуган. Одежда обоих – сплошные лохмотья. Из своей курточки ребёнок давно вырос, рукава еле-еле прикрывают острые локотки.
Кажется, мать и дитя должны вызывать у всех только жалость и сочувствие. Однако для самого близкого человека их страдания – только досадная помеха. Глава семейства угрюмо взирает на временное препятствие в виде жены и сына. Он твёрдо настроен провести вечер в компании «зелёного змия». В правой руке мужчина держит свои пожитки, левая заложена за спину. Видимо в ней зажаты деньги на водку.
Сегодня картина хранится в одном из музеев Киева.